Триумф, да не тот, или О результатах голосования по поправкам к Конституции

Триумф, да не тот, или О результатах голосования по поправкам к Конституции

1 июля завершилось голосование по вопросу принятия поправок к Конституции России. Согласно данным ЦИК, представленным после обработки 100% протоколов, поддержали предлагаемые изменения 77,92% от числа проголосовавших граждан, против принятия выступили около 21,27%. Явка составила порядка 65%.

Это сухие факты, которые требуют интерпретации. Как же их интерпретируют? Не иначе как в превосходных степенях: высочайшее доверие, уважение, триумф президента России Владимира Путина.

Так, после окончания всероссийского голосования, в эфире телепередачи «Вечер с Владимиром Соловьевым» ведущий заявил: «Вот сегодняшнее голосование — это не только высочайший знак доверия президенту, это не только высочайший знак уважения к тем людям, которые работали над поправкой к Конституции, но это и оценка деятельности нашего правительства и всей структуры власти в очень тяжелый момент. [Результат голосования] показывает, что уровень доверия такой, что американские, британские, французские и прочие коллеги переживают, но и близко приблизиться не могут».

Далее Владимир Соловьев добавил: «Ведь это оглушительная легитимность». Правда, не уточнил — кого. Видимо, опять же, президента и правительства.

Дальше — больше. 2 июля в Кремле заявили, что они полученные итоги голосования «однозначно считают триумфом. По сути, де-факто состоялся триумфальный референдум о доверии президенту Путину».

Позже это повторил председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, сказав, что голосование по поправкам фактически стало «референдумом о доверии» действующему президенту.

А мэр Москвы Сергей Собянин добавил: «По сути, голосование по Конституции стало плебисцитом о консолидации общества вокруг президента России Владимира Путина».

Так и просятся на язык строчки Высоцкого: «Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!»

А если серьезно, то подобные заявления просто приводят в недоумение! Откуда такая поспешность с выводами? Откуда эти фанфары? Ведь если копнуть чуть глубже, то станет очевидно, что результаты голосования свидетельствуют о совершенно иной картине.

Результаты голосования говорят о том, что народ совершенно не поддерживает курс нынешнего правительства — как, впрочем, и предыдущего — и хочет совсем иной политики.

Это ясно видно, если посмотреть не на итоговые результаты голосования, а на поддержку гражданами отдельных поправок. И хотя власть под разными предлогами лишила граждан России возможности голосовать за каждую поправку отдельно, нашлись-таки люди, действительно пожелавшие знать «общество, в котором мы живем». Они провели соответствующее исследование общественного мнения.

Социологический опрос Сергея Белановского и Анастасии Никольской «Общее отношение к плебисциту по поправкам в Конституцию РФ» проводился с 18 по 24 июня 2020 года. В опросе приняли участие 1267 респондентов. По данным исследователей, «статистическая ошибка с вероятностью 95% не превысила 2,8%».

Данное исследование особенно интересно и показательно потому, что оба автора безусловно склоняются в либеральную сторону политического спектра. Однако результаты их исследования являются тревожными в первую очередь именно для либералов.

Оказалось, что граждане в целом поддерживают те изменения, которые закрепляют лево-консервативный курс государства. Консервативный — в смысле отстаивания традиционных ценностей и левый — в смысле повышения социальной защищенности. И совершенно не поддерживают изменение политического устройства государства.

В частности, опрошенные выступили против перераспределения полномочий между органами власти, создания государственного совета, расширения полномочий президента и т. д.

Если же рассмотреть поправки, которые граждане поддержали, становится очевидно, что последние десятилетия власть в России реализует строго противоположные установки. Откровенно пренебрегая пожеланиями народа.

Поправка За Против
Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав 91 9
Государство создает условия для достойного воспитания детей в семье 87 13
Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа 85 15
В РФ создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан 86 14
В РФ обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина 85 15
Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России 84 16
Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума 84 16
В РФ осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год 83 17
РФ обеспечивает защиту исторической правды 81 19
В РФ обеспечиваются экономическая, политическая и социальная солидарность (людей) 81 19
РФ не допускает умаления значения подвига народа при защите Отечества 80 20
В РФ формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений 80 20
Института брака — это союз мужчины и женщины 75 25
Государство создает условия для воспитания у детей патриотизма 69 31
РФ обеспечивает сохранение памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога 68 32
Положения (ратифицированных Россией) международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению 64 36

Нет, конечно, действующая власть отвечает на существующий лево-консервативный запрос куда больше либералов из оппозиции. Но суть в том, что общество твердо считает этот ответ недостаточным.

Не менее интересно рассмотреть поправки, которые граждане не поддерживают:

Поправка За Против
Президент может преодолеть вето Государственной Думы, отправив закон на рассмотрение в Конституционный суд, решение которого станет окончательным 41 59
На территории РФ могут быть созданы федеральные территории, в которых организация публичной власти будет устанавливаться особым законом 36 64
Президент может назначать и освобождать судей Конституционного и Верховного судов, а также прокуроров (с согласия Совета Федерации) 34 66
В случае принятия поправок в Конституцию полномочия Президента будут значительно расширены 30 70
Для обеспечения взаимодействия (других) органов власти Президент формирует новый орган власти — Государственный совет. Статус Совета будет определяться особым законом 29 71
Лицо, занимавшее должность Президента РФ до принятия настоящих поправок, может занимать эту должность еще два срока («обнуление» сроков для президента Путина) 26 74
Одно и то же лицо может занимать должность Президента РФ не более двух сроков 24 76
После принятия поправок Президент будет назначать большее число членов Совета Федерации (до 30 человек, из них до 7 пожизненно) 19 81

То есть граждане считают «обнуление» сроков глупостью, а бесконечные сроки — вполне разумными. Иными словами, общество было бы не против долгосрочного правления президента: зачем его менять, если он проводит правильный, с точки зрения избирателей, курс. Другое дело, что глава государства должен реализовывать именно этот запрос.

Однако примененная на голосовании по поправкам технология: или всё или ничего — поставила граждан перед сложным выбором. В случае поддержки поправок — более-менее управляемый политический процесс, который, как следует ожидать из идеологического характера поправок, будет сдвинут в лево-консервативную сторону. А в случае отвержения поправок — резкое обострение процессов с неясными последствиями, да еще в условиях возрастающей хаотизации в мире.

В этой ситуации граждане поступили в соответствии со словами шекспировского Гамлета: «Мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться!» То есть выбрали меньшее из зол.

Результаты опроса Белановского и Никольской верно предсказали явку, но не совпали с итогами голосования. Однако, мы не видим в этом оснований кричать ни о подделанных результатах голосования, ни о негодности проведенного соцопроса. Потому что прочие цифры данного исследования подтверждаются и другими социологическими данными.

Так, крупный социологический опрос АКСИО-8, выполненный агентством АКСИО и посвященный последствиям пенсионной реформы, который проходил с 10 июня по 10 июля 2019 года и в котором приняли участие более 85 тыс. человек, показал, что 72% граждан не удовлетворены отношением власти к народу.

Подавляющее большинство граждан желает изменения политического курса в сторону социализма или социал-демократии (51,3% и 40,6% соответственно). В сумме это практически 92%. Сравните их с 91% поддержки нормы «Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав» в опросе Белановского и Никольской.

Ведь в расхожем понимании социал-демократия и социализм как раз и представляют собой уважение к труду и защиту социальных прав граждан.

А о какой защите социальных прав может идти речь, когда, согласно тому же АКСИО-8, 52% граждан прямо не считают современную Россию социальным государством, а еще 37% затрудняются с ответом, то есть тоже не готовы назвать ее таковым.

Таким образом, говорить о «триумфе», об «оглушительной легитимности», о «доверии всей структуре власти» категорически неверно — и крайне опасно!

И если представители власти, получив соответствующие результаты голосования, скажут свое излюбленное «всё в шоколаде» и начнут почивать на лаврах, это будет страшно. Потому что такая картина абсолютно не соответствует реальности.

Из неверных предпосылок будут сделаны неверные выводы и предприняты ошибочные шаги. А в текущей острой политической ситуации они могут обойтись стране и гражданам слишком дорого.