Роль Православной церкви в протестах в Белоруссии - Знать и понимать

Это первый прецедент внятного включения православной церкви в большую игру не на однозначной стороне местной власти.

Православная церковь и протесты в Белоруссии. Основные факты:

  • 9 августа прошли выборы президента Белоруссии.
  • 10 августа патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил Лукашенко с победой на выборах. Вслед за патриархом Лукашенко поздравил глава Белорусской православной церкви (БПЦ) митрополит Минский и Заславский Павел.
глава Белорусской православной церкви (БПЦ) митрополит Минский и Заславский Павел
Глава БПЦ, митрополит Минский и Заславский Павел
  • 12 августа глава БПЦ собирает специальную пресс-конференцию, на которой призывает власти отказаться от насилия и вступить в диалог с протестующими. «Вопросы в обществе есть, и их нужно решать не путем противостояния, а мирным путем. <…> Я сегодня хотел обратиться ко всем и призвать всех к благоразумию и миру. Возможному диалогу и согласию <…> Я сегодня вспоминаю слова Христа Спасителя, которые на все времена имеют актуальное значение. Он сказал: взявший меч от него, мечом погибнет. Хочется пожелать, чтобы и защитники нашего Отечества, который поставлены на защиту нашего народа, чтобы они тоже соизмеряли свою власть и свои возможности по отношению к тем, кто сегодня думает, что есть другой путь, но не знает, как на него встать. <…> Остановиться надо, успокоиться всем. И одной стороне, и другой», — заявил митрополит Павел.
  • Там же глава БПЦ подчеркивает, что он защищает свою паству от хищников. «Конечно, никому нельзя злоупотреблять никому свои положением или служебным положением. Я иногда смеюсь и говорю, мне, как архиерею. Палка дана [стучит палкой] волков прогонять. А ведь это не просто символ. Действительно, в древности архиереи от хищников защищали свою паству. Была такая необходимость. Сегодня — это символ. <…> Вот я сейчас защищаю паству <…> Я буду встречаться тоже с руководством. Я тоже буду свое слово говорить», — заявил митрополит Павел.
  • 14 августа глава Белорусской православной церкви призвал уже лично Лукашенко остановить насилие. «Я как епископ не могу советовать руководителям государственной власти. Но как глава Белорусской православной церкви я слышу вопль, и слезы, и голос наших людей, которые просят меня сделать всё возможное, чтобы нас услышали. И поэтому я не советую, но искренне прошу Александра Григорьевича Лукашенко, который является гарантом Конституции нашей страны, сделать всё возможное, чтобы остановить насилие. <...> мы просим, чтобы руководство нашей страны остановило насилие <…> С обеих сторон — и среди силовиков, и среди протестующих — есть паства нашей Церкви. Это наши люди. И мое сердце болит обо всех <…> Я думаю, что Александр Григорьевич [Лукашенко] прекрасно знает это положение [в стране]. Я не советую ничего, я только могу просить сделать все возможное, чтобы насилие не порождало новое насилие. <...> Надеюсь, наша власть услышит голос простых людей и сделает все, чтобы сохранить мир на благословенной белорусской земле <...> Я понимаю, что сейчас сложно. Но равно должна быть какая-то внутренняя сила, такт. У нас же есть и Конституция, есть и законы. Но просто так применять силу по отношению к тем, кто безоружный и никто не хулиганит, наверное, смысла нет», — заявил митрополит Павел.
  • В тот же день «Радио Свободы» сообщает, что глава БПЦ принес извинения пастве за свое поздравление Лукашенко с победой на президентских выборах.
  • пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин:
    — заявил, митрополит Павел посчитал поздравления Лукашенко преждевременными. «Митрополит получил информацию о событиях в Беларуси, он видел видео задержаний, он возмутился, ужаснулся и расстроился», — сказал пресс-секретарь БПЦ.
    — объяснил извинения главы БПЦ. «Митрополит на самом деле попросил прощение, но есть нюанс. Когда МП [митрополита Павла] начали атаковать обвинениями в том, что он поздравил АГЛ и с претензиями приводить цитаты из его поздравления, то владыка попросил прощения у всех обиженных сим фактом, при этом объяснил свои действия протоколом, соображениями добрососедства и церковно-государственного партнёрства. Это не сожаление о поздравлении как таковом, а вежливое извинение человека за причиненные беспокойства другим своими действиями», — заявил пресс-секретарь БПЦ.
  • также СМИ сообщают, что на той же встрече с верующими митрополит Павел призвал к молитвенной поддержке незаконно задержанных и обиженных. Общая молитва проходила каждый день и сопровождаться крестным ходом. Митрополит Павел трижды лично возглавлял такой крестный ход.

Глава БПЦ подчеркнуто поздравил Лукашенко с победой только после того, как это сделал глава РПЦ. Затем уже непублично если не дезавуировал, то, как минимум, проблематизировал свое поздравление Лукашенко.

После ожесточенных столкновений между силовиками и протестующими, митрополит Павел собирает специальную пресс-конференцию и призывает прекратить насилие. Основной акцент глава БПЦ явным образом делает на насилии со стороны силовиков, и просит власть вступить в диалог с протестующими. Всё это говорится очень мягко с рядом вставок про иностранных провокаторов и т.п.

В финале пресс-конференции митрополит Павел проводит параллель между паствой (народом) и хищниками (властью), от которых священнослужители (пастыри) должны защитить свою паству. Через два дня глава БПЦ призывает Лукашенко проявить внутреннюю силу и такт, и не применять «просто так силу», вспомнить, что «у нас же есть и Конституция, есть и законы».

Наконец, глава БПЦ извиняется за свое поздравление Лукашенко и возглавляет крестные ходы с молитвенной поддержкой незаконно задержанных и обиженных.

Таким образом, глава БПЦ де-факто солидаризуется с повесткой протестующих (недопустимое насилие со стороны силовиков) и с требованиями протестующих (прекратить насилие и вступить в диалог). Причем делает это не только на словах, а сам включается в процесс. Насколько, насколько это в принципе может сделать не занимающийся прямо политикой священник.

Особо накаленная атмосфера была в Гродно. Основные факты:

  • 14 августа епископ Гродненской епархии БПЦ Артемий обратился с посланием к пастве: «Опыт последних дней, когда на улицы наших городов вместо избитых мужей, сыновей, братьев вышли их жёны, матери, сёстры – с цветами и улыбками, оказалось, что духовный закон: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 21) – работает! Любовь вернула мир и остановила насилие! Это ли, не чудо! Я всемерно благодарю тех, кто нашёл это удивительное решение и призываю на вас благословение Божие! Верю, что Любовь и Мир помогут всем нам вернуть и Правду! Вернуть в наши души, в наши дома и семьи, в отношения общества и государства. И Правда позволит нам всем вернуть доверие друг к другу. Особенно к тем, кто, имея присягу служить белорусскому народу, неоправданно жестоко относился к нему в эти дни. Пусть цветы и улыбки наших прекрасных девушек и женщин помогут и вам исцелиться от токсинов зла и агрессии! Вечная память погибшим и утешения их родным и близким! Скорейшего выздоровления всем пострадавшим и свободы тем, кто её ещё ожидает! И пусть будут справедливо, честно и открыто расследованы все факты обмана, насилия и жестокости, чтобы совершилось Правосудие и восторжествовала Правда!».
  • В тот же день православные священники на ступенях храма в Гродно спели песню нацистских белорусских коллаборационистов «Магутны божа», ставшую гимном протестующих в Белоруссии. В протестах также неоднократно были замечены православные священники.

Гродненский епископ БПЦ прямо называет власти Белоруссии злом, с которым борется добро (протестующие). Война добра со злом — вот суть противостояния протестующих и власти, по версии гродненского епископа БПЦ.

Важно отметить, что в Гродно сложилась крайне специфическая среда в целом. Мы рассмотрим этот вопрос в отдельной статье.

Затем коллективную позицию занял синод БПЦ. Основные факты:

  • 15 августа Синод Белорусской православной церкви выпускает обращение о прекращении народного противостояния. Цитата: «Вести об уличных столкновениях, арестах и избиениях свидетельствуют о страданиях огромного количества невинных людей, вовлеченных в противостояние, и заставляют вздрагивать детей, женщин и престарелых родителей. Уже известно о двух смертях и множестве раненных в столкновениях, в том числе сотрудников правоохранительных органов при исполнении служебного долга; избитых и искалеченных в изоляторах временного содержания. <…> Категорически осуждая насилие, пытки, унижения, безосновательные задержания, экстремизм во всех его формах и проявлениях, ложь и вероломство, призываем всех, для кого до́роги наше Отечество, дети, родные и близкие люди — остановиться и прекратить противостояние. <…> Мы верим и надеемся, что руководство страны, которое по праву призвано уважать и охранять свой народ, остановит насилие, услышит голоса обиженных и невинно пострадавших в период противостояния, а проявивших зверство и жестокость — предаст законному Суду и осуждению. <...> Православная Церковь всегда была и будет с народом. Мы призваны сделать всё возможное, чтобы каждый страждущий был утешен, а каждый ищущий правды — был услышан. <...> С молитвой, состраданием, переживанием и любовью ко всем вам, дорогие братья и сёстры, все мы — члены Синода Белорусской Православной Церкви».
  • В тот же день патриарх Кирилл призвал власти Белоруссии вступить в диалог с оппозицией. «Власть и все здоровые общественные силы, заботящиеся о благе народа, вступили в диалог для преодоления возникшего напряжения. Патриарх уверен, что епископат и духовенство Белорусской Православной Церкви способны внести важный вклад в дело примирения», — заявил патриарх Кирилл.
  • 17 августа митрополит Павел навестил в больнице людей, пострадавших во время протестов. «Состоялся пастырский визит митрополита Минского и Заславского Павла <…> в больницу скорой медицинской помощи города Минска. <…> В настоящее время часть пациентов больницы — люди, получившие травмы во время акций протеста, прошедших в начале минувшей недели. Среди них как участники митингов, так и случайные люди. В больнице находятся также поступившие со следами избиений и тяжких телесных повреждений из изолятора временного содержания на улице Окрестина. Пострадавшим людям нанесен сильный физический и психологический ущерб. — Держитесь, поправляйтесь и не падайте духом! — пожелал пострадавшим митрополит Павел», — сообщает пресс-служба БПЦ.

Синод Белорусской православной церкви солидаризируется со всеми основными обвинениями в адрес властей по части насилия над людьми. И призывает власть услышать тех, кто ищет правду (вступить в диалог с протестующими).

В тот же день патриарх Кирилл призвал власти Белоруссии вступить в диалог с оппозицией: «власть и все здоровые общественные силы, заботящиеся о благе народа, вступили в диалог для преодоления возникшего напряжения. Патриарх уверен, что епископат и духовенство Белорусской Православной Церкви способны внести важный вклад в дело примирения».

Митрополит Павел продолжим не только словами, но и действиями аккуратно поддерживать пострадавших от насилия протестующих и силовиков, с очевидным акцентом на протестующих.

БПЦ более чем в политическом процессе. И, мягко, со всеми оговорками, занимает сторону.

Назначение и отставка главы БПЦ митрополита Павла. Основные факты:

  • 19 февраля 1952 года Георгий Пономарев (будущий митрополит Павел) родился в Караганде (Казахская ССР).
  • митрополит Павел в разные годы служил епископом заграницей, с 2003 года был архиепископом Рязанским. Не имел никакого отношения к Белоруссии.
  • 25 декабря 2013 года синод РПЦ назначил архиепископа Рязанского и Михайловского Павла главой Белорусской православной церкви, митрополитом Минским и Заславским. Предыдущий глава БПЦ митрополит Филарет был отправлен на пенсию — назначен почетным патриаршим экзархом всея Белоруссии.
  • Лукашенко выступал резко против назначения нового главы БПЦ из России. Президент Белоруссии по сей день особо подчеркивает значимую роль лояльного ему отставного Филарета. В частности, на официальных мероприятиях Лукашенко, как правило, сопровождал именно Филарет, а не Павел.
  • 25 августа 2020 года синод РПЦ освобождает митрополита Павла от должности главы БПЦ и назначает его митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии. «Участники заседания постановили принять во внимание прошение митрополита Павла об освобождении его от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси. Его Высокопреосвященству выражена благодарность за понесенные труды. Владыка Павел назначен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии. Принято решение Патриаршим экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским назначить епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина», — сообщает пресс-служба РПЦ.
  • В тот же день пресс-секретарь РПЦ Владимир Легойда особо подчеркнул, что Синод РПЦ выразил благодарность митрополиту Павлу, поддержал и приветствовал его деятельность [де-факто политическую линию] по восстановлению мира в Белоруссии. «Обращаю внимание, что Синод не только выразил митрополиту Павлу благодарность за понесенные труды, но приветствовал и поддержал его усилия, направленные на восстановление мира и общественного спокойствия в Республике Беларусь, а также одобрил «Обращение Синода Белорусской Православной Церкви к народу Республики Беларусь о прекращении народного противостояния». Решение о новом назначении было принято в связи с прошением самого митрополита Павла. Кроме того, Кубанская митрополия, главой которой он назначен, является одной из самых больших и значимых в Русской Церкви. Именно такой иерарх — с большим опытом архиерейского служения, с большим пастырским опытом — здесь и нужен», — заявил пресс-секретарь РПЦ.
  • Также Легойда процитировал решения Синода РПЦ:
    1. Выразить пастырскую обеспокоенность общественным конфликтом в Республике Беларусь, повлекшим за собой человеческие жертвы и страдания людей.
    2. Одобрить «Обращение Синода Белорусской Православной Церкви к народу Республики Беларусь о прекращении народного противостояния».
    3. Приветствовать и поддержать усилия Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла, епископата и клириков Белорусского Экзархата, направленные на восстановление мира и общественного спокойствия.
    4. Считать важным тщательное расследование властями Республики Беларусь всех случаев применения насилия как к гражданам, так и к сотрудникам сил правопорядка, и наказание виновных в нарушении закона.
    5. Отметить особую важность сохранения и укрепления церковного единства народов исторической Руси в условиях обострения общественно-политических конфликтов.


Итого

1) Глава БПЦ митрополит Павел поддержал протестующих настолько, насколько это может сделать священник. В первой фазе протестов православное священство занимало даже более активную позицию, чем католики. Это беспрецедентно активное участие православной церкви в остром политическом противостоянии. Если бы церковь всегда с такой силой отстаивала свои интересы, то это был бы совсем другой институт.

2) Глава БПЦ делал это не по собственной прихоти, а в качестве проводника воли РПЦ (т.е. Москвы). О чем впоследствии прямо заявили в самой РПЦ (см. цитаты выше). Новое место служения — глава Кубанской митрополии — также говорит о том, что митрополит Павел следовал линии РПЦ, а не самовольничал.

3) Глава БПЦ был беспрецедентно быстро отправлен в отставку в рамках общего разворота отношения России к протестам. Особенно это видно по российским нелиберальным СМИ, которые сначала скорее поддерживали протесты, а потом резко и без всякого объяснения превратились в охранителей Лукашенко.

БПЦ при новом митрополите и Лукашенко. Основные факты:

  • 17 сентября настоятельница женского православного монастыря в Гродно игуменья Гавриила (Глухова) выступила на женском форуме за Лукашенко в Минске. Цитаты:
    — женщины и соцсети. «Вам нынешним — современным, к сожалению, запутавшимся в социальных сетях женщинам, стонущим от житейских невзгод и проблем, пора бы вспомнить об истинном своем призвании — быть молитвенницами за своих детей, за своих мужей, быть добрыми», — заявила Гавриила.

    — власть Лукашенко — от Бога. «Дорогие мои! Имеем ли мы искреннюю любовь к Богу, если не боимся оскорбить Господа своей неверностью его заповедям, свои непочтением и осуждением земной власти, данной нам от Бога, как сказано в Библии? Где же наша бескорыстная любовь к ближним, когда мы клевещем, кричим мерзкие и гнусные речевки, осуждаем и даже проклинаем друг друга», — заявила Гавриила.

    — бесовские шествия по улицам городов. «А куда же исчезла наша жертвенная, искренняя материнская любовь к своим детям, когда мы, прикрываясь чистыми, целомудренными, непорочными малышами, таскаем их по безумным и бесовским шествиям по улицам городов и весей?», — заявила Гавриила

    — гендерные вопросы. «Давайте трезво осмыслим, к какой же “свободе” и переменам призывают нас? К той лжесвободе, где родившийся ребенок до совершеннолетия не знает, кто он у них — у родителей — сын или дочь. Когда родителей, вместо святых слов мама и папа, называют родитель №1 или №2», — заявила Гавриила.

    — забастовки, линчевания и Nexta. «К той лжесвободе, когда через мерзкие паутины Nexta и их кураторы призывают к забастовкам, к нарушению правопорядка, к оскорблению и даже линчеванию властей, правоохранителей, депутатов и нас — законопослушных граждан», — заявила Гавриила.

    — деструктивные секты. «К той лжесвободе, где, на первый взгляд, лукавая, безобидная цепь солидарности женщин с цветами и белыми лентами, с поднятыми вверх руками, но сложенные пальцы этих рук напоминают нам руки лидеров деструктивных сект! Поверьте мне! Это только сектанты ходят и показывают эти знаки!», — заявила Гавриила.

    — толпа безумцев и венесуэльский революционный сценарий. «Мы видим толпу безумцев, которых жалко, за которых хочется молиться, перед которыми хочется встать на колени и просить: остановитесь! И которые под остервенелые звуки автомобильных клаксонов из венесуэльских революционных сценариев, в руках, и на плечах, и на голове, и даже, прошу прощения, на заднем месте, прикрепивших <…> бело-красно-белый флаг, как разъяренное стадо вопят на весь город бесовские выкрики», — заявила Гавриила.

    — хоть и родился в Москве. «Я сейчас заезжала к нашему почетному патриаршему экзарху митрополиту Филарету <…> который является настоящим сыном белорусской земли, хоть и родился в Москве. Герой Белоруссии!», — заявила Гавриила.

  • 18 сентября пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин прокомментировал выступление Гавриилы на форуме за Лукашенко. «м.Гавриила была на мероприятии по благословению Митрополита, но сам Митрополит не был информирован о том, что это не просто какое-то "женское" мероприятие, но мероприятие с определенным политическим подтекстом. Был ли нарушен принцип невмешателства в политику м.Гавриилой в ее речи? По-видимому, да. Но, в любом случае, матушка выразила свое мнение, которое просим не вменять всей БПЦ», — заявил пресс-секретарь БПЦ
  • 21 сентября игумения Гавриила попросила прощения у всех, кого оскорбило или задело ее выступление на женском форуме «За Беларусь» 17 сентября. «Слова извинения игумения Гавриила высказала, общаясь с верующими, посетившими престольный праздник монастыря. Настоятельница гродненской обители объяснила свои эмоциональные высказывания переживаниями за судьбу Родины и призвала всех стремиться к миру, согласию и любви», — сообщает пресс-служба БПЦ.

Таким образом, происходит следующее:


1) Игуменья Гавриила утверждает, что выступает по благословлению главы БПЦ и заявляет, что власть Лукашенко — от Бога.
2) Пресс-секретарь БПЦ заявляет, что Гавриила нарушила принцип невмешательства в политику и высказала только свое личное мнение, которое не надо путаться с позицией БПЦ.
3) Игуменья Гавриила извиняется, правда, из формулировки пресс-службы БПЦ, не совсем понятно за что.

Обратите внимание на отсылку Гавриилы к митрополиту Филарету, который «хоть и родился в Москве», всё равно настоящий патриот Белоруссии. Митрополит Филарет — это бывший глава БПЦ и 100% человек Лукашенко, которого на посту главы БПЦ в 2013 году сменил митрополит Павел.

В итоге глава БПЦ митрополит Павел был сменен на митрополита Вениамина. Но линия БПЦ, как имперской церкви, пока осталась неизменна. Позиция БПЦ, безусловно, является маркером политики России, до тех пор, пока Москва контролирует БПЦ.