Производители умных ТВ зарабатывают на слежке за пользователями больше, чем на самих телевизорах

Производители умных ТВ зарабатывают на слежке за пользователями больше, чем на самих телевизорах
В 2019 году мы рассказывали, что умные телевизоры Samsung, LG, Vizio и TCL ежесекундно снимают «отпечатки» экрана и отправляют на сервер. Это главная причина, почему телевизоры так подешевели в последнее время. Умный телевизор стоит дешевле, чем такой же ТВ без функции Smart TV. Производители нашли новый способ монетизации.

К сожалению, сейчас ситуация только ухудшилась: в 2021 году у некоторых производителей ТВ слежка за пользователями стала не дополнительным, а основным источником дохода.

Сегодня производители ТВ плотно вовлечены в индустрию контента, рекламы, маркетинга, дата-майнинга и торговли данными пользователей. По объёму собираемых данных эти платформы догоняют Google и Apple.

Средний американец проводит перед телевизором 3,5 часа в день. История просмотров ТВ не содержит конфиденциальных поисковых запросов или финансовых данных, но позволяет составить подробный профиль потребителя.

И производители пользуются такой возможностью, потому что с юридической точки зрения десятки миллионов покупателей ТВ дали своё разрешение на сбор этих данных, не убрав галочки с соответствующих пунктов меню при установке.


Телевизор Vizio уведомляет о снятии отпечатков экрана и отправке информации на сервер. Кнопка ”Accept” заранее подсвечена. Около 90% покупателей телевизоров оставляют этот вариант ответа.

«Согласие» пользователей получают привычными методами, усыпляя внимание пользователя и подталкивая его к выбору «правильных» пунктов. Например, на некоторых телевизорах разрешение на ACR скрыто в меню «Правила и условия». Вариант «Я согласен на всё» также предварительно выбран и даже не сразу понятно, что можно отказаться от ACR.



Регуляторы периодически штрафуют производителей ТВ за некорректную слежку за пользователями, так что приходится изменять схему для получения согласия и др.



Система распознавания контента

Для проверки телевизоров использовалась программа IoT Inspector, которая показывает трафик от устройств интернета вещей. Как выяснилось, телевизоры записывают и отправляют на сервер содержимое экрана, независимо от источника сигнала, будь это кабельное ТВ, приложение, DVD-плеер или потоковое вещание. На серверах работает система автоматического распознавания контента (automatic content recognition, ACR).

Раз в секунду телевизор снимает «отпечаток» экрана. Он выглядит как два десятка квадратных фрагментов пикселей, разбросанных по экрану, которые телевизор преобразует в строку чисел. Эту строку телевизор передаёт на сервер вместе с ID телевизора. Отпечаток сравнивается с базой известного контента, алгоритм работы как у аудиоприложения Shazam. В результате составляется посекундный журнал просмотра пользователем различного контента на ТВ. Готовые профили продаются десяткам клиентов.

С точки зрения рекламодателей использование ТВ заполняет пробелы в трекинге пользователей, поскольку данные с компьютеров и смартфонов у них уже есть, не хватает только телевизионной картинки. То есть это ценная информация для маркетологов, за которую они готовы платить.

Основной источник прибыли

Раньше мы могли только теоретически рассуждать о высокой прибыльности такой бизнес-модели для производителей ТВ, но теперь появились цифры, который подтверждают данный тезис.

Финансовая отчётность Vizio за II кв. 2021 года показывает удивительные цифры. Так, подразделение рекламы и профилирования пользователей (Platform+) за квартал получило прибыль $57,3 млн, в то время как подразделение по продаже техники (Device) заработало $25,6 млн.



Как видим, основной источник получения прибыли поменялся именно в 2021 году.

Аналогичная бизнес-модель начала работать у других производителей телевизоров и приставок для ТВ, таких как Roku, о чём прямо говорит директор компании.



Тренд на удалённую слежку

К сожалению, в последнее время всё больше «умных устройств» ставят своей целью сбор отслеживание активности пользователя — с целью профилирования, дата-майнинга и продажи данных. Это вообще растущий тренд на рынке, где набирают популярность удалённая работа. Например, последние версии офисного пакета Office 365 с функцией Microsoft Productivity Score предоставляют работодателю все возможности для удалённого отслеживания активности сотрудников.



Инструмент собирает данные о поведении каждого пользователя пакета по 73 показателям: регулярно ли сотрудник включает камеру во время совещаний, как часто отправляет email'ы, сколько символов @ они содержат, как часто сотрудник добавляет комментарии в общие документы и групповые чаты, сколько дней он использовал Word, Excel, Teams, Outlook и Skype в течение последнего месяца, и многое другое.

Бесплатные телевизоры?


Если так пойдёт дальше, то телевизоры могут стать вообще бесплатными в обмен на просмотр рекламы и персональные данные об активности.

Можно представить, как покупатель приходит в магазин электроники, забирает бесплатный телевизор и подписывает соглашение:

«Обязуюсь отправлять производителю статистику о своей активности каждую секунду, а также просматривать не менее ХХ минут рекламы в сутки» [прим.: количество минут рекламы в сутки зависит от тарифного плана и социального рейтинга пользователя]

Хотя эти пункты можно и не включать в соглашение, потому что выбора не останется. Умный телевизор просто откажется работать без обновления на актуальную прошивку и выполнения установленных требований.