Православный социализм как русская идея - Н.Сомин.

Православный социализм как русская идея - Н.Сомин.

(доклад на конференции по христианскому социализму, 20.03.21)

I.

Мои коллеги уже достаточно подробно охарактеризовали тот объект, которому посвящена наша конференция. Если быть кратким, то это – социальный строй, экономическая составляющая которого основана на идеях социализма, а идеология в основном базируется на православных ценностях. Основная цель этого строя – сохранить Россию, вытащить ее из той чудовищной ямы, в которую ее загнал навязанный нам капитализм.

Предыдущие докладчики называли этот строй христианским социализмом или русским христианским социализмом. Я предпочитаю термин «православный социализм». На самом деле, конечно, речь идет об одном и том же. Просто разные названия отражают немного различный взгляд на объект.  Я построю свой доклад на обсуждении  смысла термина «православный социализм».

Отметим, что само слово «православие» вовсе не связано с обрядовостью или с клерикализмом, как как можно было бы подумать. Православие – это старейшая ветвь христианства, та самая, которая уже более тысячи лет охраняет душу России и ведет ее народ ко Христу. И поскольку именно русский народ является государствообразующим для России – огромной, великой Империи, то название его религии – «ПРАВОСЛАВИЕ» – и  отражено в нашем термине. И все последнее время окормлением русского народа занимается самая большая из Православных церквей – Русская Православная церковь, и я, будучи ее членом, уверен, что только через взаимодействие с РПЦ возможно созидние православного социализма.

Но сегодня просто верности христианству мало. Силы зла начали последнюю яростную атаку на Россию, и поэтому каждый русский человек, кроме исповедания православия, должен делать все возможное для того, чтобы Россия не только вылезла из чудовищной ямы, но и преобразилась настолько, чтобы стать светочем для всего мира. А для этого необходимо взглянуть на мир духовными очами . И мы сразу увидим страшный  общественный грех – грех мамонизма, захвативший весь мир и в особенности нынешнюю Россию.  Мамонизм означает, что денежно-рыночные отношения стали главным содержанием жизни человечества. Буквально все продается и все покупается. Эти отношения носят не только антихристианский характер, но  и вообще характер богоборческий, ибо человечество вместо Бога поклоняется мамоне.  Противостоять этому и призван православный социализм. И противостоять не только духовно, но и экономически. Мы считаем, что только социализм, реализующий общественную собственность на средства производства, может построить заслон от мамонизма. И  поэтому не капитализм, а именно социализм необходим России. Отсюда «СОЦИАЛИЗМ» в нашем названии. К сожалению, сложилась такая практика, что под словом «социализм» обычно понимают все стороны соответствующего общественного строя, включая идеологию и экономику. Мы же понимаем это слово в более  узком смысле – только как экономический уклад.  Цель этого уклада – по возможности противостоять мамоне, предоставить людям альтернативную систему хозяйствования, где деньги играют присущую им  инструментальную роль оценки стоимости, но не роль идола, которому подчиняются все и вся. Причем думается, что лучшим аналогом организации такой экономики является сталинская экономика 1925-1953 гг.

II.

Несколько слов об идеологии православного социализма. В нее прежде всего закладываются основные христианские духовные ценности: вера в Бога, личная чистота, умеренный личный аскетизм, смирение, милосердие, жертвенность. Такая идеология включает почтение к православной традиции, а также симфонию между государством и Церковью, которая де-факто отводит определенную роль РПЦ в управлении государством.

Но чисто православной компоненты идеологии мало, ибо так уж исторически сложилось, что Православие предстает перед нами как чисто личное учение, в котором практически отсутствует социальная составляющая. Мы же заняты построением нового общественного строя, идеология которого всеобъемлюща и позволяет России успешно существовать и развиваться в непростых условиях этого мира. Поэтому к евангельским заповедям, составляющим основу личного и семейного благочестия, нужно добавить важные социальные принципы:

- положительное отношение общества к труду;

– справедливость (как распределительную, так и судебную);

– державность  русского народа, реальное выполнение им государство-образующей роли.

III.

Теперь о соединении слов «православный» и «социализм», которое смущает многих и кажется оксюмороном, т.е. логическим противоречием. На самом деле тут никакого противоречия нет. Вот, например, «православие» и «ислам» — это понятия, занимающие одну сферу и потому несовместимые – «православный ислам» – это действительно логическое противоречие. Термин же «православный социализм» означает сочетание понятий из разнородных сфер бытия. «Социализм» – это сфера экономики, а «православный» – сфера идеологии и веры. И в любом обществе эти сферы не противоречат, а дополняют друг друга.

Но тут мы переходим к самому важному. Ибо почему мы связываем православие именно с социализмом? Почему, например, не с капитализмом?  Именно потому, что между христианством и социализмом существует глубокое единство, в результате чего строй приобретает огромную духовную силу, соответствующую задачам русского народа.

Я постараюсь обосновать эту мысль через Новый Завет – главный источник христианских смыслов. Из-за ограниченного регламента я остановлюсь только на нескольких новозаветных фрагментах.

Всем христианам известно жесткое высказывание Христа «Не можете служить Богу и мамоне» (Матф.6,24), (Лк.16,13). Великий святой IV века Иоанн Златоуст говорит: не можете, говорится, Богу работати и мамоне, — потому что мамона требует совершенно противного Христу. Христос говорит: подай нуждающимся, а мамона: отними у нуждающихся; Христос говорит: прощай злоумышляющим на тебя и обидящим, а мамона напротив: строй козни против людей, нисколько не обижающих тебя; Христос говорит: будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни за что слезы бедных». Современный капитализм – это самое откровенное служение Мамоне. Но в том-то и дело, что ныне срединного ничего нет – либо капитализм, любо социализм. Или, в контектсте разбираемого высказывания это выражается так: Христос или мамона? Поэтому всем, кто за «православный капитализм», надо крепко задуматься, а не противники ли они Христа?

Но самый значительный эпизод связан с т.н. «коммунистическим фрагментами» из Деяний апостольских. В них  рассказывается, что после Пятидесятницы апостолы образовали общину уверовавших во Христа, и все они, «пребывая в преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.1,42) тут же образовали коммуну: «Все же верующие были вместе и имели всё общее.   И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2,44-45). Евхаристия и общность имуществ – вот основы этого нового общества верующих.

И нам надо понять, что это никакая не самодеятельность апостолов, ибо в самом начале Деяния апостольские свидетельствуют, что Христос перед Вознесением давал повеления апостолам, «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян.1,3). И естественно, апостолы с жаром кинулись выполнять услышанные от Христа заповеди – иначе они поступить просто не могли.  Таким образом, логика Деяний апостольских» показывает, что Сам Христос призывает к реализации коммунизма здесь на земле! Именно коммунизм, включающий веру и общность имуществ, а вовсе не капиталистическое, вовсе не клан богатых, владеющих основными ценностями страны.

И более того, если внимательно проанализировать все евангельские моменты, связанные с собственностью, то окажется, что ни в одном из них Господь частную собственность не одобряет. А вот фрагмент, выставляющий частную собственность в негативном свете, имеется. А именно, это притча о неверном управителе(Лк.16,1-15).  Эта притча всегда вызывала трудности в толковании. Но ее смысл становится прозрачным, если ее рассматривать как притчу о частной собственности. А именно, , поставленный  Господом (в притче –господином) только управлять, человек (в притче – управитель) захватил имение Господа в свою собственность, и начал его использовать чисто по-капиталистически, завышая стоимость аренды и тем самым извлекая прибыль из самого факта обладания. Но Господь призвал такого человека  к ответу, ибо тот присвоил себе  в собственность то, что принадлежит одному Богу. Но управитель оказался «догадливее сынов света в своем роде», он вовремя понял свою ошибку и мудро сложил с себя статус собственника, перестал получать нетрудовую ренту с присвоенного им имения, что в притче показывается через замену управителем долговых расписок на справедливые.   Именно за это и похвалил его Господь. Такая роль – управителя, не претендующего на владение – соответствует замыслу Господа о человеке. Кстати, в конце этой притчи Господь и произносит свое грозное «Не можете служить Богу и мамоне».

Наконец, еще один замечательный фрагмент – это эпизод с богатым юношей (Мф.19,16-30; Мк.10,17-31; Лк.18,18-30), в котором Христос дает юноше совет «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» – совет, который богатый юноша не исполнил и «отошел с печалью», поскольку имел большое имение.  Этот эпизод ярко рисует нам картину гибельности пленения богатством, которое губит души даже людей, казалось бы, благочестивых – увы юноша предпочел богатство Самому Христу. Сейчас в ловушку пленения богатством попал весь наш народ, и избавление от нее только в православном социализме.

Таким образом, мы видим, что Писание поддерживает главные идеи православного социализма. И смысл такого сочетания в том, чтобы христианская любовь получила благоприятную социальную почву для своего произрастания.

Однако надо заметить, что коммунизм, общность имущества были заповеданы Господом  не всему народу, а лишь небольшой общине верных. Причина очевидна – это падшесть человеческая, ибо норма эта очень высока, и далеко не всем по зубам, даже уверовавшим.  И только через тысячу лет жизни в православии  Россия приходит к социальному строю, в котором слышатся отголоски коммунистической жизни ранних христиан. Это советский социализм, в рамках которого мы жили 70 лет и реализовали великие свершения. Разумеется,  этот строй гораздо менее высок, чем первоапостольский коммунизм, но зато его оказалось возможным реализовать в масштабах всей страны. Разница, действительно, велика, но все же смысл у социализма и коммунизма один – победить мамонизм,  преодолеть «ненавистную рознь этого мира» через общую собственность. Поэтому  социализм и православие не только совместимы, но и связаны причинно-следственной связью – социалистическая идеология имеет своим источником именно христианство.

Однако, к сожалению, при переходе к социализму православие в СССР было умалено и даже подвергалось гонениям. Совместить обе идеи – православие и социализм – русскому народу на государственном уровне не удавалось. Однако, мечта о Святой Руси, сочетающей пламенную веру во Христа-Бога с праведной жизнью на земле, всегда была тем идеалом, который освещал путь русского человека. Именно этот идеал и стремится воплотить православный социализм. Таким образом, Православный социализм – это и есть краткая формулировка русской идеи.

IV.

Что же касается конкретных форм, в которые может вылиться жизнь при этом общественном строе, то думается, что сейчас их еще рано предрешать – предстоит тяжелая работа по становлению православного социализма, в ходе которой и должны отлиться новые формы государственного устройства. Сейчас же для русских людей важна решимость идти по пути православного социализма, поскольку только эта великая идея дает возможность совместить нашу традиционный образ жизни с не только выживанием, но и с расцветом нашей русской цивилизации в этом сатанеющем мире.

Спасибо за внимание.