Что забавно в «расправившем Атланте»

12.12.2021
Что забавно в «расправившем Атланте»
Кстати, интересно – но адепты пресловутого Атланта, который «расправил плечи», не замечают одной забавной детали. Которая – при всем прочем – прекрасно характеризует и идею данного произведения, и ее автора, и самих адептов. Дело в том, что все они, вроде как, помнят, кто такой Атлант в греческой мифологии: это титан, который держит на своих плечах небо. (В основном по мифу о Геракле, который все читали в детстве.) Отсюда, собственно, и проистекает созданный образ «расправившего плечи»: образ некоего сверхчеловека, подавленного непреодолимой силой, но при этом нашедшего в себе возможность сбросить это «подавление».

Правда, при этом мало кто  задумывается: кто и зачем «подавил» Атланта, заставив его исполнять роль подпорного столба. Хотя в тех же мифах древней Греции про это так же написано. В том смысле, что данный мифический персонаж вместе с другими своими собратьями был повержен Зевсом во время «титаномахии»: войны, которую вели между собой титаны и олимпийские боги во главе с Громовержцем. Разумеется, тут нет смысла подробно говорить о том, как происходила эта война, с чего началась и чем завершилась. (Впрочем, понятно, что «Олимпийцы» победили.) Тем более не стоит говорить о генезисе подобных мифов, о том, какие изменения в социальном устройстве знаменует борьба «нового поколения богов» со старыми. Поскольку все это отдельная большая тема.

Поэтому тут можно только указать на одно: на то, что титаномахия во всей мировой культуре трактуется достаточно четко – как борьба за порядок против Хаоса. Да, именно так: «молодые боги» утверждают в мире порядок, тот самый Космос – а титаны, выступая порождением Земли (Геи) и неба (Урана), несут в себе несомненное хтоническое начало. (Вне того, кем они были в мифологии изначально.) И «наказание» титана, которого заставили держат на себе небесный свод – это однозначная отсылка к идее «подавление Хаоса» неким разумным началом. Цивилизацией, если уж говорить прямо – поскольку тот же Зевс со своими олимпийскими собратьями символизирует собой именно что Разум, победивший дикую природу и ставший во главе ее. (Точнее, не просто Разум, а разум общественный, «государственный» поскольку Олимп есть полная отсылка к тогдашним представлениям о государственном устройстве с царем во главе.)

На этом фоне идея «Атланта, расправившего плечи», начинает выглядеть достаточно неоднозначно. Ну да: это может означать освобождение Хаоса от власти разумного начала, освобождение «дикой природы» от возложенной на нее «работы» – со всеми вытекающими последствиями. Которые вряд ли можно назвать «полезными для человечества». Поэтому можно только удивляться, почему Алиса Розенбаум – которая родилась в богатой петербургской семье, и получила гимназическое образование – использовала именно этот образ. Она же по определению должна была читать того же Шваба, который был для «образованных» российских подростков настольной книгой!

Но, видимо, не читала – и единственное представление об Атланте у нее было связано с известными статуями  в Эрмитаже.Что же касается ее последователей, то они – судя по всему – вообще считают любые занятия, не связанные с получением денег, бессмысленными. (И разумеется, даже об эрмитажных статуях не задумываются.) Поэтому и поддерживают созданный образ «освобожденного Хаоса» - прекрасно характеризующий «прокапиталистическую идеологию». Которая и есть апологетика всепожирающего хтонического начала в виде ничем не ограниченной межчеловеческой конкуренции.

Ну, и конечно же, стоит упомянуть о том, что в «том самом» геркулесовом мифе – по которому большинство нормальных людей и знают Атланта –  этот титан так же повел себя не слишком благородно. (В отличие от того же Прометея – но о последнем нужен отдельный разговор, поскольку этот титан кардинально отличается от всех своих собратьев.) В том смысле, что Атлант решил просто обмануть Геракла – который согласился на какое-то время заменить титана в плане поддержания небесного свода для исполнения просьбы о приобретении золотых яблок – и заставить его «отбывать наказание» заместо себя. (И это притом, что изначально титан Атлант поклялся вернуться.)

Правда, в реальности этот обман был раскрыт, и греческий герой сумел вновь возложить на обманщика его наказание. Тем самым продемонстрировав, что человеческий разум – на стороне которого и выступает Геракл – всегда сможет загнать Хаос обратно под гнет. К сторонникам «неограниченного рынка» это, разумеется, так же относится…